Новости

Цитата момента:


Осознанное Родительство - счастье в доме!

Краткое оглавление

После 3-х ещё не поздно

Как научить детей преодолевать трудности. 3 простых шага

Как эффективно провести с ребёнком 20 минут?

Как всё успевать, если у вас ... двойняшки!

Зачем ребёнку воображение?

   После 3-х ещё не поздно

Кот 3.jpg

Всем привет! Меня зовут Юлия Кононова, я – детский психолог. И я рада представить Вашему вниманию данное приложение «Кот Учёный». Оно создано в помощь родителям и предназначено для детей примерно от 3 до 5 лет. В данном приложении мы собрали лучшие сказки народов России. Эти сказки о дружбе, моральных и нравственных ценностях, об осознании себя в этом мире.

Именно эти понятия и закладываются в возрасте от 3 до 5 лет. Зачастую именно в 3 года ребёнок попадает в новую социальную среду (детский сад, кружки и секции), где учится выстраивать новые отношения, учится первой дружбе.  И на примере героев из наших сказок малыш познаёт этот новый удивительный мир отношений среди людей. К каждой сказке в разделе «Информация» вы найдёте тематические вопросы, обсуждая которые вместе с малышом, вы вместе с ним сделаете собственные выводы. Традиция обсуждать прочитанное и анализировать смысл текста – это залог умения находить главное в произведении, умения не только запоминать сюжетную линию, но и понимать причины поступки героев.

Говорят, после 3х уже поздно. Потому что самое главное формируется до 3х лет, а потом всю оставшуюся жизнь лишь корректируется. Но что делать тем родителям, чьи дети уже перешагнули этот 3-хлетний порог? Что делать родителям, которым стало наконец-то чуточку легче от возросшей самостоятельности их чад, от умения договориться с малышом и от умения самого малыша объяснить словами про свои пожелания и недуги. Как организовать жизнь своего любимого крохи в этот период? На что стоит обратить внимание в этом возрасте?  

Одними из главных функций в психике ребёнка от 3 до 5 лет является память и воображение. Мыслить для ребенка в этом возрасте — значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Память у ребенка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что-то запомнить. Событие для него интереснее, действие, образы, новые слова легко запоминаются, если они вызывают эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения: в них важны звучность, ритмичность и смежность рифмы. Легко находят отклик в душе сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает героям. Чем более осмысленный материал воспринимает ребенок, тем запоминание эффективнее. Именно поэтому так важно объяснять смысл прочитанной сказки. Наше приложение и создано с целью облегчить эту задачу для родителей.

Также учёные выяснили, что ощущение детства, которое остаётся с человеком на всю жизнь, формируется приблизительно в 3 года. Ведь в этот период активно развивается долговременная память, и яркие эмоциональные воспоминания этого периода остаются потом на всю жизнь. Встречи и события, запахи, вкусы, разговоры, случившиеся в этом возрасте – всё это и остаётся главными воспоминаниями из своего детства.  

Также в период 3-4 лет развитие речи у детей происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей 3-4 лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц.

 Помимо этого к 3-5 годам ребенок начинает осознавать себя как личность. Пытается понять, кто ты. Как непослушный медвежонок из якутской сказки. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире как самостоятельной личности. Подражая взрослым, ребенок целеустремленно старается реализовать свои замыслы, ищет поддержку и одобрение. Но часто просто не знает, как это сделать. И поэтому старается подражать во всём взрослым. Ребёнок усваивает в большей степени всё неосознанное, неконтролируемое родителем, нежели поучения и наставления взрослого.

Детство 3-5 лет – увлекательный этап в жизни человека, где воображение рисует путешествия на ковре-самолёте, поединки со Снежной Королевой или драконом, спасение доброго героя, попавшего в беду. Период, где каждое действие папы или мамы запоминается и подражается. И именно в компетенции взрослых сделать этот этап совместным путешествием в сказку, подружиться со своим ребёнком и таким образом показать ему, что такое дружба, терпение, доброта и любовь.

Хороший папа или мама – это не тот, кто организовал суперздоровый образ жизни, оплатил и отвёл на все кружки в районе, это не тот, кто скупил все современные игрушки и развивающие пособия и тем более не тот, кто опубликовал тысячу снимков в соц. сетях. Быть самым лучшим папой или мамой просто. Просто побудьте с ребёнком вместе какое-то время, но со 100% вниманием к нему, без гаджетов, и делайте вместе то, что будет по-настоящему интересно и вам, и ребёнку. Это может быть совместная уборка или прогулка, совместная игра или рисунок.  И если вы будете счастливы в этот момент, по-настоящему, вы научите вашего ребёнка быть счастливым.

Успехов вам в вашем Пути!

Ваш детский психолог,

Юлия Кононова.

Подписывайтесь на мои группы в вконтакте или фейсбуке «Детский психолог Юлия Кононова», также подписывайтесь на мой видеоканал, чтобы всегда быть в курсе современных открытий, эффективных методах и практических лайфхаках в мире детской психологии и детско-родительских отношений.   


Как научить детей преодолевать трудности?

3 простых шага. 

голова об стену.jpg 

Кто из вас смотрел фильм «Сладкий ноябрь»? В этом фильме у молодой девушки, которой из-за болезни оставалось совсем немного времени жизни, каждый месяц был новый мужчина, которого она своим жизнелюбием, своей яркой индивидуальностью, креативностью возрождала, помогала ему избавиться от множества стереотипов и остального пыльного хлама в голове. Так случилось, что в ноябре она встретила героя Кину Ривза. И эта история оказалась больше, чем просто месяц, проведённый вместе.

Моя жизнь складывается таким же удивительным образом. Правда, это связано не с мужчинами, а с моей работой. Так получается, что в один и тот же месяц ко мне приходят клиенты, вопросы которых очень похожи. В другой месяц я сталкиваюсь уже с другими запросами. Так, в октябре я активно работала по вопросам аутизма у детей. В ноябре – по вопросам успешного общения со сверстниками. В январе – я занималась разрешением конфликтов у школьников. А февраль преподнёс мне новую интересную задачу – как научиться преодолевать трудности? В основном, вопросы исходили от родителей дошкольников. Научившись первой самостоятельности, дети осознали, что у них есть свои желания, потребности, которые часто отличаются от желаний и требований взрослых. Но одного желания мало. Нужно ещё и умение.  А ведь далеко не всегда получается выполнить то или иное дело с первого раза. Особенно если дети посещают спортивные секции. Ведь в спорте ошибки, неудачи и трудности неизбежны. Именно спорт (не тот, который олимпийский) очень нужен для формирования крепкого здоровья, самодисциплины, развития силы воли и навыка вставать и идти дальше после падения.

Многие дети, сталкиваясь с неудачей в попытках самостоятельного одевания или с проигрышем на соревнованиях, начинают кричать, злиться, орать, топать ногами: «Я больше не хочу и не буду этим заниматься! Это неинтересно! Мама, папа сделайте за меня!» И расстроенные родители сталкиваются с трудностью, когда в следующий раз ребёнок сразу же отказывается делать что-то самостоятельно, его не уговорить снова пойти на кружок.

 

Что же делать в подобной ситуации?

 

Если вам интересно узнать ответ на этот вопрос – ставьте лайки.

А если у вас уже есть свои методы, которые вам помогают – напишите их в комментариях. Для меня важен и ценен ваш опыт!

 

Вопрос преодолевания трудностей будет вставать перед человеком всю жизнь. И на каждом этапе будут свои сверхзадачи и сверхпроблемы. Поэтому родителям с самого рождения малыша очень важно заложить правильный фундамент мировоззрения.

 

Как же это сделать?

 

Шаг 1. Показывайте собственный пример

 

Если мама ломает ноготь и начинает из-за этого ругаться, кричать на всех и сильно расстраиваться, то, конечно, такую модель поведения скопируют дети. Но я уверена, что эту статью читают неравнодушные читатели, осознанные и заботливые родители (как в настоящем, так и в планируемом будущем).

С самого рождения ребёнок считывает огромное количество бессознательной информации: не слова, но интонации, настроения.

Он чувствует всё то, о чём родители молчат.

Если в сердце папы или мамы в этот момент живёт злость, грусть, обида – то, несмотря на то, что они об этом молчат, маленький ребёнок почувствует и это. Взрослея, ребёнок видит в своих близких примеры и модели поведения в самых разных ситуациях.

 

Рассказывайте крохе ваши истории, как вы сталкивались с той или иной неудачей или проигрышем, с трудностью или проблемой, что вы чувствовали тогда и как себя вели. Когда малыш идёт в сад или школу, где возникают проблемы, вы можете вспомнить, с какими подобными проблемами сталкивались вы и рассказать ему. А также ребёнку можно рассказать истории из жизни других близких людях.

 

ШАГ 2. Введите два главных правила

 

Об этом правиле можно уже говорить годовалому малышу.  При этом никогда не поздно рассказать о нём и более старшим детям.

«Если ты один раз упал, то первым делом нужно что сделать? Подняться!

А если ты два, три раза упал? Нужно подняться.

А если ты 10 раз упал? Что нужно сделать? 11-й раз подняться!»

 

Учите это правило как стих, который должен отлетать от зубов.

Ребёнок будет воспринимать это правило буквально. И в школе, когда у него начнёт формироваться абстрактно-логическое мышление, он уже сможет понять и метафорическое значение этого правила.

 

К этому правилу стоит ввести ещё одно, которое смогут понять многие 6-летние дети.

 

Если что-то не получилось, то слезами, истериками ситуация не исправится. Слёзы и истерики лишь отнимут время, которое можно было бы потратить на что-то интересное, например, для игр. Если не получилось – нужно подумать и попробовать снова.

 

Вам понравилось это правило? Ставьте лайк и идём дальше…

 

ШАГ 3. РАССКАЗЫВАЙТЕ СКАЗКИ О ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ, ИСТОРИИ ЛЮБИМЫХ ГЕРОЕВ, ПРИТЧИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Значение сказок в жизни ребёнка сложно переоценить. Сказки играют обучающую, развивающую и даже исцеляющую роль. А после сказки задавайте вопросы, обсуждайте с крохой те события, в которых герой столкнулся с трудностью и как он поступил.

Если вы читаете сказку ребёнку от года до трёх, то задавайте вопросы и сами на них отвечайте. С ребёнком постарше можно вести диалог и вместе обсуждать смысл сказки. Кстати, именно на тему сказок с комментариями психолога, чему учат сказки, как их читать, и будет скоро выпущено наше приложение для мобильных устройств.

 

Интересен и тот факт, что большинство великих людей в начале своего пути имели гораздо более скудные условия существования и меньшие возможности, чем большинство их современников. И, несмотря на все трудности, каждый из них добился многого и внёс свой вклад в развитие человечества.

Вспомним, юного Эдисона, которого исключили из школы, считая, что он умственно отсталый, но его мама прочитала ему вслух письмо из школы иначе: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами". И благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.

Вспомним известного актёра Смоктуновского, которого когда-то исключали из театров за профессиональную непригодность! И он долго не мог найти себе работу.

Вспомним историю Юрия Куклачёва, которого 7 лет подряд не принимали в цирковое училище.

Я уверена, что каждый читатель сможет найти множество подобных историй об интересных людях, которые смогли несмотря на все трудности добиться успехов. Такие поучительные истории и закладывают фундамент всего будущего мировоззрения.

 

Отдельно стоит отметить притчи, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык. Большинство из них пришли к нам из далёких времён и содержат мудрость, накопленную веками. В народном фольклоре можно найти о преодолении трудностей, о неудачах и о силе. Выберете те, которые будут понятны малышу и расскажите их.

 

В любом случае, я уверена, что осознание своей роли как родителя, понимание  принципов воспитания и любовь делают родительство не сверхподвигом, но счастливым и интересным совместным путешествием по жизни.

 

Я желаю счастливого и осознанного родительства!

 

Ваш детский психолог,

Юлия Кононова.

 

Если вам понравилась эта статья, жмите лайк. Пишите в комментариях свои размышления. Что делаете вы, когда сталкиваетесь с трудностью или проигрышем?

 




  Как эффективно провести с ребёнком 20 минут?

развивающие игры гречка

У многих родителей нет возможности находиться непосредственно с малышом целый день. Кому-то нужно работать и уделять много времени другим делам. Многие мамы и папы испытывают повышенную тревожность от этого. Часто заботливые родители понимают, что нужно развивать малыша, но теряются в многообразии развивающих игрушек, методик, не умеют их применять и попросту не имеют на это времени.

Тут важно учитывать следующее. Во-первых, если вы тревожитесь и чувствуете себя неполноценным родителем, то невольно это беспокойство передаётся и малышу. Более того он может подумать, что причиной тревоги является он сам, и будет чувствовать себя виноватым. Поэтому очень важно внутренне успокоиться.  Во-вторых, после нескольких часов разлуки с ребенком даже непродолжительное время, проведенное в живом общении, общем деле и взаимодействии покажет малышу, что он нужен и любим главными людьми в его мире.

Рассмотрим теперь то, как эффективно провести эти 20 минут.

1 способ

Это способ для самых утомлённых и уставших родителей после тяжёлого трудового дня.

Просто побудьте рядом, не отвлекаясь на телевизор или что-либо ещё. Подарите эти 20 минут малышу и себе.

Вы можете просто вместе полежать, обнять друг друга, поговорить. Поверьте, это будут самые ценные минуты в жизни малыша. Когда он вырастет, вы будете уже скучать по этим мгновениям. Поверьте, все развивающие методики, вместе взятые, никогда не заменят объятия мамы или папы.

Если ваш малыш хочет попрыгать, поиграть во что-то – будьте рядом, оцените, как он высоко научился прыгать и поговорите об игре. Попробуйте встать на сторону ребёнка и заняться тем, что хочет он сам.

Вспомните о том предвкушении счастья, когда вы только мечтали и ждали появления вашего малыша. Многие родители, когда были детьми (и девочки, и даже мальчики), играли в дочки-матери, мечтая, чтобы вместо куклы был настоящий малыш. Я очень хорошо помню, как в детстве я была единственной девочкой в компании мальчиков. Эти мальчики в возрасте 5-7 лет сами часто предлагали поиграть в дочки-матери! Я была мамой, кто-то из них был папой, кто-то ребёнком, а кто-то из них играл бабушку или дедушку.

2 способ

Если же у вас ещё осталось капелька сил, то можно вместе посмотреть картинки в книжке, почитать сказку, поговорить о том, что интересного было в этот день. Для малышей от 1 года до 3-х лет очень полезной будет одна спокойная простая игра. Насыпьте гречку (или рис) в большую коробку. Это может быть коробка из-под обуви, например. Дальше следуйте вашей фантазии. Поставьте в коробку детскую кастрюльку и насыпьте в неё гречку руками или ложкой. Потом из первой кастрюльки пересыпьте в другую, в третью. Попробуйте пересыпать гречку не только ложкой и рукой, а прямо из кастрюльки в стаканчик.  Поводите пальчиками по гречке. Пригласите зверушек и предложите им покушать гречку. Или спрячьте мелких зверушек в гречке, а малыш будет их искать. Случайно упавшие крупинки за борта коробки учитесь вместе собирать. Если ваш малыш активный, то удобнее этим заниматься на полу, постелив предварительно клеёнку, с которой легко потом можно будет собрать разбросанные крупинки. Фоновая спокойная музыка (классическая музыка, звуки природы) будет приятным дополнением. Например, шум воды, дождя или морского прибоя напоминают ребенку о времени, когда он был в животике у мамы. Это успокаивает и расслабляет. А музыка, в частности классическая, воспринимается обоими полушариями мозга (левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию), увеличивает скорость мыслительных процессов, активизирует клеточную активность той части мозга, которая отвечает за творческое вдохновение, гениальность.

Активных непосед это занятие будет учить усидчивости, пусть оно в первый раз и будет длиться всего 5 минут. Если ваш малыш разбрасывает гречку во все стороны, то начните с ощупывания тканевого мешочка с гречкой, который можно сделать даже из носка. 

Спокойные дети также будут учиться множеству новых навыков, потому как в этом процессе задействован каждый пальчик. Зоны мозга, отвечающие за движения руки, близко расположены с речевыми зонами мозга. Поэтому развитие мелкой моторики руки играет огромную роль в развитии речи.

Развиваются в этой игре и тактильные ощущения. У ребёнка до трёх лет формируются новые нейронные связи в мозгу, которые после трёх лет лишь развиваются. Каждая нейронная связь возникает в новой деятельности, в новых ощущениях. Притом ведущая роль в познании идёт через руку. Поэтому так важно познакомить вашего малыша в течение первых трёх лет с многообразием этого мира: щупать и трогать мягкое, жидкое, сыпучее, твёрдое, холодное и тёплое. Важно, чтобы ребёнок попробовал и потанцевать, и порисовать, и полазать, и поплавать. Разнообразие образовавшихся нейронных связей поможет ему во всей дальнейшей жизни, когда он будет сталкиваться с чем-то новым. 

А занятие с гречкой – это такая простая и дешёвая, но при этом эффективная игра.

Занимает она 20 минут. Вы вместе в этот момент. Раскрывается и ваша творческая натура и фантазия.

Даже если вы не можете находиться рядом с ребенком весь день, гармония и радость материнства/отцовства в ваших руках. Это поистине драгоценное время.

 ------

Если у вас есть идеи, вопросы, комментарии - поделитесь ими в группе в контакте: https://vk.com/juliekononova.


    Как всё успевать, если у вас... двойняшки!  

 

«Как же сложно быть с двойняшками! Мы-то с одним не справляемся» - так часто говорят мне встречные люди.  А я уверена, что с двойняшками не только можно успевать дела, но и можно успевать отдохнуть и позаниматься совсем отвлечёнными   от быта и детей делами.

Юлия Кононова

Помню, в первые наши выходы на детскую площадку я постоянно ловила на себе взгляды –  то удивленные, то умиленные, то сочувствующие. «Мать-героиня», - будто бы говорили эти взгляды и прожигали спину насквозь, а я не знала, то ли радоваться такому особому социальному статусу, то ли… Ну уж нет, точно не горевать! Скорее, я решила, что всей своей жизненной позицией докажу, что быть матерью двойняшек – никакое не бремя, не тяжкая ноша, а, напротив, фан, драйв, неповторимый экспириенс, от которого можно и нужно ловить кайф.  Всецело отдаться материнству в непростых экономических и  бытовых условиях я решила креативным методом, объединяя на практике свои собственные знания из области психологии, опыт поколений и желание быть счастливой.

Итак, нас двое, и у нас двое детишек. Сейчас им год и 4 месяца, и мы с мужем уже считаем себя матерыми родителями, почти готовыми к новым подвигам на этом поприще. С появлением детей мы открыли для себя новый мир - мир детства глазами родителей. Нам пришлось не только на практике освоить и реализовывать азы ухода за новорожденными, но и вместе постигать основы тайм-менеджмента, стресс-менеджмента и вообще менеджмента жизни. Другими словами, перед нами стояла, казалось бы, невыполнимая задача: всё успевать и быть счастливыми с двойняшками, не превращая при этом родительство в сверхтруд и подвиг!

Мы решили отнестись к вопросу профессионально и сформулировали для себя несколько принципов и алгоритмов, которые наверняка сработают в любой семье с двойняшками и близнецами. Не принимая их как аксиомы (ведь нужно учитывать особенности конкретного ребенка в конкретной семье), в них можно найти те ключики, которые подойдут к замку от дверцы в мир счастливой семьи. По крайней мере, в нашем случае они вполне себя оправдали!

Итак, начнем с принципов.

 

ПРИНЦИП СПОКОЙСТВИЯ МАМЫ


Это основополагающий принцип. Как детский психолог я могу сказать, что мама для ребёнка – это Центр Вселенной. Непоколебимое спокойствие мамы дает ребенку чувство безопасности. Если же мама волнуется или раздражается, то любое чадо ощущает это так сильно, как будто катастрофа происходит с ним самим. Ему кажется, что мир страшный и тревожный. Более того, малыш непроизвольно чувствует свою вину, и это выражается в его «плохом» поведении: крике, плаче, истериках. В такие моменты ему сложно успокоиться,  поскольку нервная система малыша лишь только начала формироваться и контролировать свои эмоции он просто не умеет. Спокойствие же мамы, её ровный тон голоса, добрые глаза, нежные прикосновения - всё это приучает ребёнка к определённой культуре общения.


ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ПОМОЩИ ПАПЫ

Большинство пап до рождения ребенка имеют смутное представление о жизни, которая их ожидает с приобретением нового статуса. Но реальность такова, что новорожденный младенец не  только не умеет говорить, но и не может сидеть, ходить, держать ложку, и при этом требует столько внимания, что порой кажется, что бурная молодость  с тусовками и диваном в один момент ушла безвозвратно, и будущее окрашено в цвет использованного подгузника. Увы, зачастую папы и в самом деле отстраняются от ухода и воспитания года на два-три, пока не наступит время, когда с ребёнком можно общаться и взаимодействовать. Конечно же, такой подход ошибочен и может привести к нехорошим последствиям для отношений между отцом и сыном или дочерью. Спокойствие же мамы во многом основывается на отношении папы к их общему Делу (мы называем это Проектом). Поэтому папа должен заставить себя вставать ночью, кормить, переодевать, укачивать и усыплять ребенка наравне с мамой – именно так можно гарантировать душевную близость отцов и детей, ведь ее фундамент закладывался с самого рождения,  а то и до него. Да-да, будущим папам не стоит пренебрегать беседами с отпрысками, когда те еще не вылупились из маминого животика. Пение и чтение классической литературы также приветствуется как на внутриутробной, так и в новорожденной стадии развития.

 

ПРИНЦИП ЗДОРОВОГО НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

Если бы у нас был один ребёнок, то, у меня наверняка оставалось бы достаточно времени на переживания о каждом прыщичке, о каждой царапинке и о каждой сопельке из носика, не говоря уже о результатах диагностики врачей в районной поликлинике. Но с двойней такой роскоши, к счастью, нет. С двумя детишками, которые требуют внимания в равной степени, становишься профессиональным организатором своего рабочего дня. Каждая минута и каждый день проходят со смыслом и с целью. Я осознаю, что царапина или красное пятнышко на коже не стоят треволнений, что мое спокойствие скорее поможет решению проблемы, чем напрасные переживания. Всегда бывает хуже! А если произошло действительно что-то серьезное, важно не тратить силы на эмоции, а собрать волю в кулак и конструктивно обсудить вопрос с папой и оперативно решать проблему. Именно так риск еще больше навредить ребёнку сводится  к минимуму. Если же мама начнёт переживать, тем же ответит ребёнок. Если мама двойни начнёт переживать, то потоп слез грозит затопить соседей снизу, а от криков могут полопаться стекла!

 

ПРИНЦИП ЗАКАЛИВАНИЯ

 

Нужно отбросить страх перед сквозняками, холодной водой и голыми пятками на полу. С самого рождения малышей необходимо закаливать. Начиная с 37 градусов постепенно понижать температуру воды в ванночке до 28, также постепенно приучать детей к завершающему обливанию  прохладной водой. Летом крайне важно, чтобы дети имели возможность барахтаться в воде на открытом воздухе. Для этого как нельзя лучше подойдет детский бассейн. В возрасте 9 месяцев мы купались в открытом бассейне с температурой воды 20С, и никто ни разу не заболел.

Также нужно приучать детей спать в хорошо проветренном помещении, даже зимой не боясь периодически проветривать комнату и охлаждть ее до 15-16 градусов. Это не только закаляет организм, но и способствует хорошему и глубокому сну. Открою секрет. Чтобы уложить спать полугодовалых детей зимним днем, а это было порой непросто, мы накрывали их одеялами, надевали шапки и открывали настежь окно. Действовало безотказно. Но в деле закаливания нужно знать меру и чувствовать, насколько ребенок восприимчив к вашим действиям.

Закаливание – это еще и про характер. Мы не поднимаем панику, если ребенок ненароком споткнулся и больно упал, овладевая искусством прямохождения. В жизни предстоит набить немало шишек. Но эти первые жизненные уроки пойдут только на пользу юному первооткрывателю. Безусловно, нельзя забывать о безопасности. А для этого заблаговременно позаботиться обо всех острых углах и электрических розетках.

 

ПРИНЦИП ОБЩЕНИЯ

 

Как бы банально ни звучало, не ограждайте детей от бабушек  и дедушек, тетей и дядей, прочих родственников, от ваших друзей и от других детей. Социализация важна с самого начала,  и  чем шире круг общения ребенка, тем легче ему будет взаимодействовать с людьми позже. Кроме того, если у вас двойня, помощь никогда не будет лишней - как физическая, так и моральная, так и финансовая.

Немного лирики. Я часто слышу в свой адрес вопросы от коллег по детской площадке: «Как вы справляетесь?  Как вы их кормите? Одновременно? (Это о грудном вскармливании) Как же вам тяжело! Мы-то с одним не можем справиться…». На основе этих вопросов и имея уже 15-месячный опыт с двойняшками, я убедилась, что с двойней жить легче, чем с некоторыми одиночными малышами. Детишки, которые вместе с момента зачатия, вместе с первыми каплями молока мамы вырабатывают в себе терпение и понимание того, что нужно уметь ждать. Не конкурировать, а помогать друг другу. Руководствуясь данным постулатом, от принципов перейду к конкретным алгоритмам.


 Алгоритм 1_Рациональное кормление

Мне запомнилась картинка из какого-то американского фильма: молодая женщина кормила двух младенцев одновременно и при этом чистила картошку. Послеродовая реальность не замедлила опровергнуть эту идиллию. Несколько моих попыток выполнять несколько дел одновременно с кормлением не увенчались успехом. Оказалось, что удобнее всего кормить каждого поочередно, «по одному на маму». Поэтому большая часть моего времени в первые месяцы жизни девочек уходила на сцеживание. Вечером сил как не бывало. Поскольку своего молока на всех может не хватить, то перед кормлением готовится бутылочка со смесью или с заранее заготовленным молоком. Для оптимизации времени во время кормления бутылочку мы не держали в руках, а подкладывали под нее свернутую пелёнку таким образом, чтобы бутылочка оказалась в небольшой ямке и не могла укатиться, при этом находясь в положении под наклоном ко рту ребёнка. Поворачивали ребятёнка к ней, и он кушал. А у нас с папой освобождались руки для других важных дел. По ночам ответственным за доставку детей из кроватки до груди был папа, он же быстро готовил смесь для второго ребенка, которому грудное молоко предстояло получить в следующее кормление. Первые месяцы – самые сложные, но и к такому ритму можно приспособиться и успевать многое помимо кормления и сцеживания.


 Алгоритм 2_Эффективное купание

Вечерние процедуры могут показаться сложными и трудозатратными. Но со временем я научилась справляться одна, без помощников. Уже примерно с 5 месяцев можно использовать надувной круг на шею, это очень облегчает жизнь. Одна малышка купается в ванне с кругом минут 20-30, другая лежит в люльке, стоящей на полу в ванной комнате, и играет в игрушки. В то же самое время мама сидит посередине, сцеживается, смотрит фильм или читает книжку, параллельно наблюдая за обеими девчушками. Малыши в прекрасном настроении и без повода для слез. После окончания водных процедур с малышками происходит рокировка и процесс повторяется по тому же сценарию.

 

Алгоритм 3_Автоматизм действий

Чтобы два маленьких человечка не разрывались от крика, испытывая по очереди то голод, то холод, то дискомфорт в области пятой точки, то одновременно все перечисленное, нужно всего лишь научиться автоматизму в собственных действиях. Меняя первый подгузник, в зубах держим второй. Если вы правша, развивайте левую руку, чтобы научиться одновременно кормить детей из ложечки двумя руками. Наблюдайте за детьми и предугадывайте их реакции, чтобы за секунду до жалобного вопля удовлетворить его базовую потребность в еде, тепле и комфорте. Через короткое время вы обнаружите, что дети не кричат просто так: для этого должны быть действительно веские причины, коих тоже немало. Но и к ним нужно относиться спокойно, вооружившись  знаниями о физиологических особенностях развития в определенном возрасте, а также аптечкой со всем необходимым для самостоятельного решения проблемы. Нужно научиться все делать оперативно и без ненужных эмоций. Вскоре усилия будут вознаграждены тем, что и у детишек появится больше терпения и они с пониманием будут относиться к необходимости подождать.

 

Алгоритм 4_Собственное здоровье

Очень важно не забывать заботиться и о своей фигуре, что особенно актуально после родов. Всегда можно найти время для упражнений в домашних условиях. Каждый воскресный день мы с папой ходим в бассейн. В первую половину дня - он, а я сижу детишками, во вторую половину – меняемся ролями. Пожалуй, бассейн – лучшее средство от усталости и для укрепления всех групп мышц. Маму и папу еженедельные тренировки обеспечивают фонтаном идей и планов, а также готовностью к новой трудовой неделе. Кстати, с 3-х лет можно смело отдать малышей в группу детского плавания. Ведь если даже первые шаги в младенчестве они с легкостью делают в воде, не говоря уже про удовольствие от водных процедур, то плавание с раннего возраста – залог здоровья на долгие годы.

 

Алгоритм 5_Невсепоглощающий быт

Крайне важную роль играет отношение к бытовым делам вообще, но особенно в первые полгода после рождения детей. Успех в борьбе с нескончаемым бытом зависит, прежде всего, от собственного настроя. Тут очень помогут слова папы: «Не парься! Ляг, отдыхай!» По мере возможности, папам следует взять на себя часть бытовых дел. 

На период кормления следует уделить внимание простому и здоровому питанию. Во-первых, для экономии времени на приготовление пищи, а во-вторых, во избежание появления аллергии у ребенка. Это особенно важно для психологического комфорта мамы, которая всегда рискует быть обвиненной родственниками, если ребёнок покраснеет, начнутся колики, или еще хуже, отравление.  Быстро, просто, полезно и вкусно – все эти ингредиенты легко окажутся в ваших блюдах даже через  15-20 минут пребывания на кухне.

Главное – это желание развивать свои навыки и умение действовать быстро и эффективно, любить себя  и своих детей, и относиться к их воспитанию как к творчеству. И все получится!


Юлия Кононова,

детский психолог,

www.juliek.ru,

Под ред. Алексея Бахтова


Зачем ребенку воображение? 

Опубликовано на Psychologies.ru:
Что мы знаем о мире, в котором живут дети? Мульгерои и говорящие животные, сказочные сокровища, волшебные приключения... Реальный мир увлекает малыша не меньше, чем сказочный, и именно от воображения зависит развитие ребенка: как он будет адаптироваться в изменяющейся среде и чем сможет заниматься в будущем.

Однажды я гуляла со своими годовалыми двойняшками на площадке. И когда моя дочь вдруг заплакала, не удержавшись на неуверенных ножках, один 12-летний мальчик тут же подбежал спасать юную принцессу. Мы разговорились. Мальчуган с ходу начал увлеченно рассказывать мне… о своей искусственной руке. Сказал, что у него пальцы-роботы, которые управляются силой его мысли. Они могут стрелять лазерами и поднимать машины. Он протянул руку – и я поняла, что никакие это не пальцы-роботы, а просто у мальчишки очень живое воображение. Потом его окликнули родители, и он убежал, наверняка придумывая на ходу новые истории.

Этот эпизод заставил меня задуматься о детском воображении. Что мы, взрослые, знаем о мире, который рождает воображение наших детей? Какими они видят свою комнату, свой дом, улицу и все вокруг? Что могут сделать родители, чтобы развивать ребенка и его воображение?

Мир ребенка состоит не только из непосредственного опыта: в его формировании воображение играет важнейшую роль. Девочка, которая берет куклу и обращается с ней как с настоящим ребенком, мальчик, надевающий шляпу пирата и представляющий себя капитаном корабля. Сколько приключений может происходить в воображении крохи!

Если память помогает нам ориентироваться в привычном мире, то воображение позволяет приспосабливаться к изменяющейся среде. И чем богаче опыт, тем больше материал для воображения. Поэтому многое для развития ребенка и его фантазии можно сделать именно в раннем возрасте – просто знакомя малыша с разнообразием мира. А физиологи утверждают, что в возрасте до трех лет у ребенка активно формируются новые нейронные связи. И чем больше их образовалось в раннем детстве, тем к большим видам деятельности склонен человек в будущем.

Мама и папа – первые проводники в мир воображения для своего чада. Вот несколько практических советов, которые помогут вам развивать ребенка и его воображение.











1. СМОТРИТЕ, СЛУШАЙТЕ, ОЩУЩАЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Если вы стремитесь развивать ребенка – в первую очередь помогайте ему освоиться в мире.

·       Смотрите вместе картинки с животными (слоником, мишкой, жирафом). Можно повесить картинки над кроваткой и периодически менять. Важно подвешивать рисунки так, чтобы ребенок мог рассмотреть их как следует, когда он лежит один.

·       Слушайте записи сказок или классической музыки. Обязательно нужно читать крохе сказки, стихи, петь детские и колыбельные песни. Даже когда вы водите пальцем по ладошке ребенка и рассказываете про сороку-белобоку, его воображение уже начинает представлять птичку с птенчиками. Сказки, потешки, пестушки, колыбельные – все это влияет на развитие ребенка: знакомит малыша с окружающим миром и создает у него новые образы. Так, например, сказка про репку – это целый кладезь полезных знаний о структуре семьи, о коллективной взаимопомощи, а колыбельная про серого волчка поможет осознать такие понятия, как «край», «границы», «свой-чужой». И конечно, все это лучше усваивается, если родители сами увлечены общением и не забывают при этом про о важности жестикуляции, артикуляции, интонации – при этом сами чуть-чуть превращаясь в детей.

·       Очень полезно делать пальчиковую гимнастику ребенку уже с первого года жизни. Не менее важно, чтобы он тактильно ощущал самые разные материалы: сыпучие, жидкие, твердые, холодные, мягкие, металлические, гладкие, ребристые. Начинать стоит с маленьких мешочков, внутри которых будет гречка, песок, крупные орешки, периодически меняя материалы для изучения.

2. РОДИТЕЛЬСТВО – ЭТО ТВОРЧЕСТВО


  •     Поощряйте любопытство ребенка! Когда ребенок начинает подрастать и уже научился что-то делать самостоятельно, можно придумывать для него такие виды деятельности, которые будут по силам ему самому. Детишкам свойственно подражание поведению взрослых. Так, если мама подметает, малышу обязательно захочется повторить за ней. Очень важно не погасить любопытство в освоении нового дела и использовать его, чтобы развивать ребенка. Даже если малыш едва научился ходить, дайте ему маленькую метелочку и позвольте подметать вместе с вами.

    ·         Фантазируйте!  
    Развитие ребенка – это увлекательная игра, и любое скучное дело можно превратить в интересное. Если ребенок не хочет идти гулять, можно придумать историю о волшебной площадке, где на каруселях отправляешься в путешествие к любому сказочному персонажу или в страну шариков и конфет. А потом выйти на улицу и вместе представлять, как вы собираете воображаемые шарики и конфетки.

    ·         Показывайте ему этот мир!  
    Развивать ребенка – значит заставлять его думать. Используйте для этого любую возможность. Если вы гуляете с коляской, то выбирайте для маршрута разные дорожки. Вы едете куда-то с ребенком постарше и зашли в автобус – спросите, на какое место лучше сесть, чтобы всех видеть. Пусть он выберет сам, а потом попытается обосновать свой выбор.

    ·         Подыгрывайте!  
    Порой дети воображают себя волшебными героями. «Я – зайчик-попрыгайчик», – говорит вдруг малыш. Подыграйте ему: предложите съесть настоящую морковку!

Воображение – важнейший компонент в мире каждого человека, не только ребенка, но и взрослого. Развитие ребенка идет гораздо быстрее и интенсивнее, если вы умеете использовать энергию детского воображения. Рассказывайте вашему чаду о мире настоящем, и ваш малыш, соединив разные его части, придумает не менее интересные истории в мире фантастическом. Сочиняйте вместе с ним, придумывайте вместе концовки сказок или новые истории с любимыми героями, и кроха будет видеть в вас близкого друга, с которым все на свете так интересно!